Совет муниципальных образований Красноярского края направил предложения по вопросам стабилизации экономики в условиях резких санкционных ограничений
Отметим, что в Красноярском крае под руководством Губернатора края А.В. Усса создан оперативный штаб по обеспечению устойчивости экономики Красноярского края. Органами местного самоуправления края так же созданы аналогичные штабы в городах и районах края. Главам муниципальных образований поставлена задача совместно с контролирующими органами пресекать необоснованное повышение цен, обозначена необходимость выполнения всех социальных обязательств.
Создание отраслей и предприятий национальной экономики. Проанализировав сложившуюся ситуацию, Советом предложено проработать с федеральными органами следующие вопросы: создание рабочих мест, организация производства товаров и новых отраслей экономики, поддержание социальной стабильности в обществе. Необходимо осуществить сдерживание роста цен и предотвратить гиперинфляцию (дефолт). Необходимо направить все усилия на формирование национальной экономики, содействовать появлению своих национальных предпринимателей и собственников малых и средних предприятий – граждан Российской Федерации. Созданные предприятия не только обеспечат рабочие места, но и наполнят рынки товарами. В первую очередь, важно развивать энергетику, а также сельское хозяйство, лесную отрасль (включая все циклы переработки). При этом обратим внимание, что все регулирующие действия в экономике должны быть связаны с рыночной экономикой!
В целом, в предложениях Совета сформулированы не только мероприятия, но и обоснования и механизм реализации.
Сдержать рост цен. Учитывая, что базовая продукция (электроэнергия, нефть, газ, уголь, нефтепродукты, зерно, сахар и т.д.), которая является основой себестоимости потребительских товаров, производится в Российской Федерации, целесообразно обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением законодательно закрепить цены на них по состоянию на 01.02.2022 года. Необходимо так же установить минимальную наценку на товары в отношении всех торговых организаций (не выше 15-20 %). Кроме этого, необходимо установить контроль за ценообразованием импорта.
Доверие населения и рост финансовой грамотности. Совет обращает внимание на необходимость проведения информационно-разъяснительной работы с населением на данном этапе. Главное – успокоить население, что, в свою очередь, будет способствовать снижению ажиотажного спроса. Существенным является и повышение доверия населения всем уровням власти, начиная с органов местного самоуправления и совершенствование механизмов «обратной связи». Необходимо содействовать финансовой грамотности населения и активизировать работу по популяризации и доступности механизмов самозанятости населения. Особое внимание уделить работе с молодежью. Необходимо воспитывать общество созидателей, а не потребителей.
Активная деятельность союзов предпринимателей. Содействовать активизации работы и ввести в публичную информационную повестку деятельность различных ассоциаций и общественных объединений предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса и товаропроизводителей, например: Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»; Союза промышленников и предпринимателей; Торгово-промышленной Палаты; агропромышленных ассоциаций; Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; ассоциаций и союзов потребкооперации, гостеприимства и т.д.
О роли государства в регулировании экономики. В настоящее время, как никогда, повышается роль государства в управлении и регулировании экономики. Необходимо более эффективно использовать финансы государства и банковской сферы. Применение комплексных механизмов регулирования и планирования рыночной экономики, государственное участие повысит управляемость и влияние на развитие реального сектора. Необходимо изменить механизмы работы в экономике!
Инженерные кадры и подготовка кадров рабочих профессий. Экономический рост сдерживается низкими темпами развития отраслей реальной экономики, в том числе из-за отсутствия кадров высокой квалификации по отдельным инженерным профессиям. Необходимо активизировать работу по подготовке и переподготовке инженерных кадров, подготовке кадров рабочих профессий. Предлагается к реализации механизм подготовки инженерных кадров за счет средств государства: переподготовка кадров, имеющих высшее гуманитарное образование (2-ое высшее образование - «техническое»), срок обучения – 1,5–2 года (в зависимости от специализации). Предлагается увеличить финансирование переподготовки кадров в службах занятости, провести работу по созданию современной учебной и лабораторной базы в колледжах и увеличить количество обучающихся по рабочим специальностям.
О привлечении потенциала ВПК. Организовать на предприятиях ВПК выпуск наукоемкой продукции двойного назначения. В настоящее время на таких предприятиях имеются свободные производственные площади. В связи с этим считаем возможным привлечь (частично) при организации (создании) нового производства существующие свободные площади предприятий и действующие научно-инженерные кадры.
Изменение банковских механизмов. Необходимо срочное изменение банковской кредитно-денежной политики. Все финансовые средства населения и предприятий должны работать на внутреннюю экономику страны. Необходимо заинтересовать население вкладывать деньги в реальную экономику и становиться собственниками российских компаний (через акции, облигации, ценные бумаги). Кредитные ресурсы должны быть доступными для производственных предприятий – производителей товаров, машин, оборудования (от 0,5 до 3 % годовых). Для них необходимы недорогие кредитные ресурсы и длительные сроки кредитов (в зависимости от производственного цикла) - «длинные» деньги.
Сельское хозяйство, лесная отрасль, сельское строительство. Необходимо провести работу с непосредственным участием государства по созданию предприятий в отраслях: сельское хозяйство и переработка сырья; лесное хозяйство и переработка сырья; строительство на селе и малых городах; промышленность строительных материалов. Эти отрасли гарантируют безопасность страны и способствуют развитию других отраслей экономики (металлургии, химии и нефтехимии, электроэнергетики, машиностроения, приборостроения и др.). По экономическим расчетам только отрасль строительство создает в других отраслях дополнительно шесть рабочих мест. Реализация этих мероприятий создаст десятки тысяч рабочих мест и будет значительно влиять на развитие в стране экономики и способствовать снятию негативных явлений в обществе. При создании крупных и средних предприятий организатором должно выступить государство.
О механизмах создания предприятий с участием государства. Предприятия необходимо создавать в форме акционерных обществ или иной форме, но обязательно с участием государства (25-40%) и населения (60-75% через выпуск целевых акций или облигаций для работников этих предприятий). Учитывая продолжительные сроки создания предприятий и строительства мощностей, предлагается освободить созданные предприятия от всех налогов на 5-10 лет. Установить льготные кредиты не более 0,5-2 процентов годовых.
Комплексность и оперативность решений. Совет муниципальных образований считает, что при реализации мероприятий по стабилизации экономики необходим комплексный подход, реализация срочных, краткосрочных решений и решений, реализация которых потребует длительного времени. Необходимо значительное государственное участие в экономике и оперативное исполнение государственных решений. Потеря времени может быть критична. Сегодня время быстрых созидательных действий и взвешенных решений в экономике!