Публичный марафон ВАРМСУ: эксперты обсудили организационные основы муниципальной власти и вовлеченность граждан в решение тех вопросов, которые для них жизненно важны
Участие в круглом столе приняли федеральные и муниципальные эксперты, представители Министерства юстиции РФ, Минэкономразвития, Министерства финансов РФ, Общественной палаты РФ, Государственной Думы РФ, органов местного самоуправления, Советов муниципальных образований субъектов Федерации и другие заинтересованные лица.
«ВАРМСУ задала высокий уровень экспертных обсуждений. Состав спикеров и участников круглых столов выбран таким образом, чтобы ни один из важных вопросов не оставить без внимания. Первые итоги проведенных мероприятий показали имеющийся большой опыт по реорганизации поселенческого уровня в разных регионах Российской Федерации. Его так же будем учитывать в дальнейшем. Вместе с тем, высказываются определенные опасения, прогнозируются риски. Практика показывает, что там, где продуктивно под руководством губернатора ведется работа в регионах, где слушают и слышат каждого главу района или поселения, там минимизируется волнение людей и проще решать возникающие проблемы. Наша Ассоциация благодарна муниципальному сообществу за активность и неравнодушие, за конструктивный диалог и дельные предложения», - отметил Председатель Правления Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Иван Цецерский.
Глава муниципального образования Узловский район Тульской области, член Президиума Государственного Совета РФ, Председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Тульской области» Марина Карташова подчеркнула, что благодаря большому количеству площадок для обсуждения законопроекта есть возможность высказать мнения, учесть их, обобщить, чтобы уже конкретные предложения направить для дальнейшей доработки документа.
«Вместе со всем муниципальным сообществом мы переживаем: как будем реализовывать данный закон, когда он будет принят в окончательном чтении? Для этого необходимо очень четко определить понятийный аппарат, глоссарий законопроекта. Чтобы основополагающие моменты, которые уже работают, плавно перешли в новый нормативный документ. Например, вернуться к понятию «вопросы местного значения» и дать ясную формулировку. Устранить неоднозначные конструкции, такие как: «могут создаваться», «как правило, входят в структуру». Важно, чтобы каждый муниципалитет понимал свой круг выполняемых вопросов. На этом этапе нужно обратить внимание на каждую статью законопроекта и давать четкие предложения по их развитию или изменению», - прокомментировала Марина Карташова.
Для этого ВАРМСУ создала рабочую группу, уже поступило множество мнений и позиций, есть прямой контакт с различными материалами и наработками. Эксперт также обозначила один из вопросов, который часто звучит от муниципалов: не утратят ли свою уникальность сельские территории, населенные пункты, деревни, поселки, города? Наша страна большая, многогранная, со своими культурными особенностями. Тем не менее, анализ предложенной структуры показал: муниципальный округ – оптимальный формат, который позволяет сохранить идентичность всех населенных пунктов. Серьезный подготовительный период, который нам предстоит – работа с людьми, разъяснительный момент, чтобы не возникло социальной напряженности. Чтобы люди понимали: что и для чего происходит.
Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению Игорь Бабичев добавил, что переходный период определен большой – пять лет. И каждый субъект Федерации вправе выбрать свой темп преобразований в зависимости от политической, социально-экономической обстановки.
Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению Сергей Морозов заявил, что по охвату людей, по социально-экономическому, политическому воздействию на каждую сферу нашей жизни за последние 20 лет не было более масштабной реформы. Само местное самоуправление, по его словам, является своеобразной скрепой нашего государства.
«Надо признать, что ФЗ-131 с момента рождения был далек от совершенства. В закон внесено почти 200 изменений, он стал как «лоскутное одеяло». А это значит, что, основываясь на такой документ, невозможно решить проблемы простых людей: отсутствует баланс ресурсов и полномочий между различными уровнями власти, да и само взаимодействие между ними не регламентировано и не прозрачно. Основываясь на базовых вопросах функционирования публичной власти в государстве (а это и обновленная Конституция, и ФЗ об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ), нам важно создать современную модель организации и деятельности органов местного самоуправления, впитавшую в себя и российскую и зарубежную лучшую практику», - поделился Сергей Морозов.
Депутат обозначил ключевую мысль законопроекта: муниципалитеты должны наделяться тем объемом полномочий, который они в состоянии эффективно реализовать. Однако документ не получился идеальным, ведь он готовился без широкого привлечения местного самоуправления и экспертного муниципального сообщества. «Отсюда попытка некоторых людей громко заявить, что якобы происходит ликвидация местных органов власти. Но это не так. Действительно, есть проблемы с финансированием, кадровым обеспечением. Жизнь показывает, что переход на любую новую систему всегда несет определенные сложности. Поэтому сегодня идет общенациональная дискуссия по этому законопроекту. И процесс публичного обсуждения уже запущен – на площадке ВАРМСУ», - высказал мнение Сергей Морозов.
Он также призвал поддержать инициативу АНО «Институт развития местных сообществ» и ежегодно, при поддержке федеральных органов власти, проводить Всероссийский конкурс «История местного самоуправления» и Всероссийской урок местного самоуправления.
Позицию муниципального сообщества высказали представители органов местного самоуправления. Глава администрации муниципального образования Каменецкое Узловского района Тульской области Алексей Чудиков подчеркнул: главный посыл – не допустить снижения качества жизни людей. «Изменения назрели. Муниципальный округ дает определенный положительный эффект: происходит централизация органа управления, применяются единый подход к управлению ресурсами, единая нормативно-правовая база, равные возможности распределения бюджетных средств на территории», - отметил он.
Председатель правления Совета муниципальных образований Республики Бурятия Станислав Гармаев добавил: важно, чтобы при реформировании не пострадали как сами жители, так и люди, которые работают на селе, в муниципальной власти, особенно в небольших поселениях и деревнях.
Глава администрации города Суздаля (Владимирская область) Сергей Сахаров поделился опасениями, высказываемыми на уровне муниципальных образований. Например, предстоит развивать систему электронного обращения к органам власти, что вызовет определенные трудности у старшего поколения. Также необходимо грамотно определить круг полномочий городских округов.
Исполнительный директор Совета муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская сообщила, что на субъектовом уровне принято решение о создании согласительной комиссии, на которой будут определены территории, где целесообразно создать муниципальные округа, а где на переходный период сохранится двухуровневая система. Выборы, запланированные на 2022 год, будут проведены.
Председатель Контрольно-счетной палаты Волгограда Александр Мордвинцев рассказал об усилении правового статуса контрольно-счетных органов муниципальных образований. «В связи с внесенными изменениями контрольно-счетные палаты становятся самостоятельными органами муниципального контроля за формированием и исполнением бюджетов разных уровней, законным и эффективным использованием бюджетных средств, выполнением целевых программ и национальных проектов, управлением муниципальным имуществом», - сообщил он. И выступил с предложениями о корректировке отдельных норм по этому направлению.
Руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, к.ф.н. Владимир Вагин подготовил доклад об аспектах инициативного бюджетирования. Он высказал пожелания по внесению соответствующих доработок. В частности, предусмотреть сохранение 5%-ой доли расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учётом мнения граждан, в новом законе, унифицировать процедуру софинансирования на основе инициативных платежей граждан, синхронизировать мероприятия госпрограмм, программ субъектов РФ, муниципальных программ, по вопросам участия (учета мнения) граждан и создать рабочую группу при ВАРМСУ по данному вопросу.
Также с докладами выступили депутат Государственной Думы Олег Гарин, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов, директор Общенациональной ассоциации ТОС Захарий Юдин, председатель Муниципального Совета городского округа город Рыбинск Константин Долгов.
Обсуждение законопроекта будет продолжено в рамках экспертного марафона ВАРМСУ. Следующий круглый стол состоится 3 февраля и будет посвящен теме «Компетенционные основы местного самоуправления: собственные/переданные полномочия органов местного самоуправления и их возможности».
Также продолжается сбор предложений по внесению изменений в законопроект. Их обработкой, анализом и обобщением займется специально созданная рабочая группа для дальнейшей выработки консолидированной позиции муниципального сообщества.