Выездное заседание рабочей группы
Совет муниципальных образований Красноярского края входит в состав рабочей группы по взаимодействию с Общественной наблюдательной комиссией по Красноярскому краю и оказанию содействия в ресоциализации лиц, находящихся в местах принудительного содержания и освободившихся из мест лишения свободы. 23 сентября состоялось выездное заседание в Красноярский центр адаптации.
Члены рабочей группы выехали в центр с целью знакомства с повседневной работой Центра адаптации, изучения на месте вопросов, по которым органы власти и общественность края могли бы содействовать центру в решении текущих и перспективных проблем.
В Красноярском крае ежегодно из мест принудительного содержания освобождается около 6000 человек. Многие из них имеют проблемы с жильем, трудоустройством, социальной адаптацией после освобождения. В сельских населенных пунктах эта проблема особенно остра.
В КГБУ СО «Красноярский центр адаптации» в настоящее время постоянно проживают 33 человека, освободившихся из мест принудительного содержания и не имеющих жилья. Центр оказывает им содействие в трудоустройстве, помощь в оформлении документов. Подопечные центра имеют временную регистрацию, медицинский полис, прикреплены к поликлинике. Кроме того, в центр обращаются люди, не проживающие в центре, за различной помощью. Основной проблемой для ресоциализации является трудоустройство, так как шанс устроиться на официальной основе есть только у лиц, обладающих востребованной профессией и высокой квалификацией, например, наладчик оборудования.
В Красноярском крае работает четыре подобных центра. Центры расположены, кроме города Красноярска, в Ачинске, Канске и Минусинске.
Руководитель рабочей группы Александр Дмитриевич Назаров и член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Общественной палаты Красноярского края Валерий Иванович Васильев предложили председателю Комитета по безопасности и защите прав граждан Законодательного Собрания Красноярского края Анатолию Петровичу Самкову рассмотреть вопросы социальной адаптации и трудоустройства освободившихся на площадке Комитета. Предложение было поддержано.
Напомним, что Совет муниципальных образований Красноярского края неоднократно рассматривал на своих площадках тему ресоциализации и трудоустройства осужденных и освободившихся. По итогам рассмотрения были направлены предложения по изменению уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с положениями части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные работы отбываются осужденными, не имеющими основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденных.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность устанавливать места отбывания наказания осужденным к исправительным работам.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такие вопросы местного значения за муниципальными образованиями не закреплены. Более того, у органов местного самоуправления отсутствуют реальные возможности для выполнения возложенных на них обязанностей по установлению места отбывания наказания.
Исходя из содержания статьи 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденный должен быть трудоустроен в организацию, а согласно части 3 статьи 39 уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденным и исполнение требований приговора администрацией организации.
Между тем органы местного самоуправления не вправе устанавливать квоты для осужденных и обязывать работодателей предоставлять им рабочие места. Наложение обязательства на частные коммерческие организации принимать осужденных рассматривается как вмешательство в хозяйственную деятельность и признается судебными инстанциями незаконным. Создаваемые органами местного самоуправления муниципальные учреждения, как правило, имеют социальный профиль (учреждения образования, культуры, социальной защиты и т.п.), и в них в соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса РФ действуют ограничения для трудоустройства осужденных. При этом следует отметить, что многие муниципальные образования, особенно в сельских поселениях, вообще не имеют созданных ими учреждений.
Основные причины, способствующие совершению повторных преступлений – нежелание бывших осужденных возвращаться к нормальной жизни, трудовая незанятость, отсутствие постоянного места жительства.
В современных условиях задача борьбы с повторной преступностью приобретает особую значимость, имеет комплексный характер и требует повседневного внимания со стороны не только правоохранительных органов, но и всех органов государственной власти в целом и в тесном взаимодействии с местным самоуправлением. Совет муниципальных образований рекомендует рассматривать вопросы трудоустройства этой категории граждан, в том числе, через создание Попечительских советов с участием бизнес структур, хозяйствующих субъектов.