Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)
На X съезде Совета муниципальных образований 28 августа 2018 года главами муниципальных образований края поднимался вопрос о проблемах, возникающих при содержании гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
Исполнительной дирекцией Совета проведен мониторинг среди городских округов (за исключением г. Красноярска) и муниципальных районов края с целью выявления системных вопросов, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления, на территориях которых имеются муниципальные ГТС.
По информации, предоставленной муниципалитетами, на территории 36 муниципальных образований Красноярского края в муниципальной собственности находятся 190 ГТС.
Наибольшее количество ГТС в Курагинском районе – 32, Ермаковском и Минусинском районах – 18 ГТС, Канском районе – 14, Ужурском – 9, Шарыповском и Шушенском районах – 8, Абанском районе и городе Зеленогорске – 6.
Большинство ГТС были построены более 30 лет назад, имеют высокую степень износа и требуют капитального ремонта. Отдельные ГТС числились бесхозяйным имуществом и были приняты в муниципальную собственность на основании представлений надзорных органов.
Главы муниципальных образований отмечают, что в муниципальных бюджетах отсутствуют денежные средства на содержание и ремонт ГТС,
а также специально обученный персонал по обслуживанию ГТС. Кроме того, для контроля за состоянием многих ГТС и эксплуатации требуется специализированная техника. Высокая стоимость затрат на ремонт, содержание, ежегодное страхование ГТС, декларирование безопасности, проблемы с организацией эксплуатации ГТС (в большинстве территорий отсутствуют организации, которые могли бы принять ГТС на обслуживание) приводят к невозможности исполнения органами местного самоуправления всех предусмотренных законодательством полномочий.
Контрольно-надзорными органами ежегодно проводятся мероприятия
по осуществлению государственного контроля (надзора) в области безопасности ГТС, выдаются предписания, которые являются неустранимыми для муниципальных образований края ввиду отсутствия денежных средств.
На основании представленной муниципальными образованиями информации о количестве, составе и техническом состоянии ГТС на территории края, а также анализе возложенных на собственника ГТС обязанностей по их содержанию, Совет муниципальных образований отмечает, что в муниципальных образованиях края нет возможности безопасной эксплуатации ГТС и понимания порядка организации этой работы. Существует необходимость разработки отдельной комплексной программы Красноярского края, учитывающей все аспекты проблем безопасной эксплуатации ГТС, включая разработку дорожной карты, пошаговых действий муниципальных образований различного уровня. Советом предлагается на уровне Правительства края рассмотреть вопрос постепенной передачи ГТС муниципалитетов в собственность края с последующей передачей в эксплуатацию специализированной организации.